Айнур Курмано
К СТОЛЕТИЮ ПЕРВОЙ РУССКОЙ РЕВОЛЮЦИИ 1905 – 1907 гг.
Девятого января 2005 года исполняется сто лет со дня начала первой русской революции 1905 – 1907 годов, овеянной славой и героическим подвигом пролетариата впервые поднявшего знамя социализма в империи, которая нагоняла страх на все народы Европы. Кровавое воскресенье стало именно той пропастью между силами старого и нового мира и той непримиримой чертой в смертельном противостоянии господствующих классов и широких масс угнетенного трудового народа. Русская революция в смысле новых исторических перспектив выходила за рамки традиционных буржуазных революций прошлого и из узко национальных границ, а ее характер и особенности вытекали из хода прежнего развития страны. Поэтому так важно сегодня проанализировать ее этапы и процесс созревания рабочего класса, и ее итоги для будущего движения масс к социализму.
Предпосылки революции
К концу 1904 года в России сложились все предпосылки событий произошедших в последующем…..
Феноменальная специфика русской революции заключалась в том комплексе причин ее породивших и вызревших в чреве русского абсолютизма и молодого отечественного капитализма вошедшего в стадию собственных острых непримиримых противоречий. В целом можно их классифицировать в следующем порядке.
Во первых, это конечно, нагромождение огромного количества феодально-крепостнических пережитков являвшихся тормозом социально-экономического и политического развития России. Всепроникающая и подавляющая система царского самодержавия, сословные перегородки в обществе, отсутствие каких-либо гражданских свобод, жестокие репрессии и сдерживание всякой маломальской свободной политической мысли и протестных движений различных социальных групп и национальных окраин привели к ожесточению почти все основные слои в империи. Контрреформы, проводимые в 80-е и 90-е годы ХIX века Александром III и продолженные его сыном Николаем II, развеяли всякие иллюзии на изменения и смягчения режима сверху даже у наиболее умеренных либералов. «Бессмысленные мечтания!» – отозвался последний самодержец на очередное кроткое прошение земцев в 1904-м году. Однако со всей очевидностью было видно, что государственная машина, основанная на абсолютной монархии окончательно прогнила и ближайшее время обязательно попробует эти трухлявые стены на прочность.
Во вторых, помещичье землевладение, сконцентрировавшее львиную долю наиболее плодородных угодий продолжало неимоверную эксплуатацию крестьянских масс с многочисленными элементами крепостнических и феодальных пережитков, а также совместно с царским правительством было заинтересовано в сохранении и консервации деревенской общины. «Прусский путь» развития капитализма в сельском хозяйстве на самом деле замедлял социальное расслоение русского крестьянства и выделению из ее среды серьезной прослойки средних и крупных собственников, а усиление ее гнета и повинностей как тяглового сословия со стороны государства еще больше противопоставляло деревню как более-менее однородную социальную силу и власти защищающих кучку хищных латифундистов. Таким образом, агарный вопрос неразрешенный в 60-е и 70-е годы еще более остро вставал в начале ХХ века, и должен был вызвать неминуемое массовое протестное движение крестьян и батраков.
В третьих, бурное промышленное развитие и следствие этого появление сильно концентрированного индустриального рабочего класса в 70-х и 80-х, а особенно интенсивно с начала 90-х гг. ХIX века, в Петербургском, Московском, Рижском, Уральском районах, в Польше, на Донбассе, Баку и юге Империи привело к зарождению пролетарских организаций и к началу больших выступлений в защиту своих социально-экономических прав и свобод. Усиление влияния на рабочих молодой российской социал-демократии и образование РСДРП в 1898 и 1903-х годах определило идейно-политическое лицо этого нового и быстро набирающего силу класса, а мощные забастовки 1903 года прокатившиеся с юга на север страны и принявшие антиправительственный характер показало всем о появлении революционного сегмента способного разрушить всю систему, сложившуюся в обществе. При этом особое положение русского капитализма, развитие которого особенно в сфере крупного производства получало покровительство самодержавия, сказалось на соотношении классовых сил в надвигающейся революции, при которой крупная буржуазия в силу своей слабости и политической несамостоятельности оказывалась не только пассивной, но и сплошь реакционной союзницей царского правительства, одинаково боявшейся размаха движения пролетариата и трудящихся масс. И наоборот рабочие в силу своей способности к организации и концентрированные в городах оказывались единственной силой могущей идти до конца в своей борьбе против абсолютизма и капитала.
В четвертых, угнетение и бесправное положение народов потерявших свою государственность или же поглощенных империей приводило к постоянным волнениям и создавало на окраинах те дополнительные элементы недовольства в слоях интеллигенции, крестьянства и рабочих дополнявших революционную борьбу национальными лозунгами освобождения.
Начавшаяся же империалистическая русско-японская война за передел сфер влияния в Маньчжурии, Кореи и на Дальнем Востоке в 1904 году привела к позорным поражениям царских войск и флота, вскрыла не только неспособность генералитета защитить интересы и даже собственные границы страны, но и показала всю гнилость царского самодержавия, до крайности обострив сложившиеся внутренние противоречия. Война стала именно той тяжеловесной дополнительной гирей брошенной на весы всеобщего восстания против абсолютизма и феодальных пережитков мешающих развитию страны.
Таким образом, к началу 1905 года сложились основные причины и сформировались главные силы принявшие участие в последующей открытой борьбе и сложилась классическая ситуация при которой верхи не могут, а низы не хотят жить по старому.
Начало революции
«Нарыв» прорвало, как всегда там, где это назрело – в рабочих кварталах Петербурга. По иронии судьбы, провокация с верноподданнической демонстрацией и с подачей петиции царю-батюшке, направленная против пролетариата столицы и организованная «зубатовскими орлами» во главе с попом Гапоном привела к совершенно иному эффекту. Реакции нужно было показать царю, что чем больше он уступает, тем шире разливается море брожения; нужно было подготовить в Николае раздражение против общества и народа, вынудить у него разрешение на расстрел толпы, запугать одним разом и царя, и страну. Шествие рабочих их жен и детей с иконами и изображениями царя в воскресенье 9 января 1905 года закончилось массовым расстрелом и избиением казаками. По неполным данным было убито более 1000 и ранено около 5000 человек. В этот день сотни трупов валялись на петербургских улицах и мостовых, а бои царских войск с восставшими рабочими, разгромившими оружейные магазины, продолжались еще несколько дней.
Но та цель, к которой стремилось правительство, не было достигнуто, а освободительное движение выиграло в этот день крупную победу. По всей стране начался вихрь рабочих волнений. 13 января вспыхнула всеобщая стачка в Москве, и в это же время происходит восстание в Риге, проходят демонстрации и забастовки в Гельсингфорсе, Иваново-Вознесенске, Баку, Самаре, Одессе, Киеве, Харькове, Ковно, Вильно, Варшаве, Лодзи на уральских предприятиях и шахтах Донбасса. Только в январе в стране бастовало 440 тысяч рабочих, что составляло больше, чем за все предыдущее десятилетие. Ленин оценивал следующим образом эти события, – «Рабочий класс получил великий урок гражданской войны; революционное воспитание пролетариата шагнуло вперед так, как оно не могло бы шагнуть в месяцы и годы серой, будничной жизни».
События 9 января вызвали брожение во многих слоях общества, создали чрезвычайный политический кризис, выразившихся не только волнениях, но и в полной неспособности государственной машины к какому-либо ответу на запросы общества и в отсутствии у господствующих классов программы действий.
Революция развивается
После 9 января быстрыми темпами идет развитие революционных организаций, начиная с умеренного либерального «Союза Освобождения» профессора истории Милюкова, начавшего еще в 1904 году т. н. банкетную компанию, и заканчивая бывшими народниками – народными социалистами и радикальными социалистами-революционерами избравшими тактику индивидуального террора. Но наибольшее влияние в рабочих массах начинает приобретать новое марксистское социал-демократическое направление.
Весной идет полным ходом укрепление структур РСДРП. Инициативу в проведении III Съезда выступили большевики, группировавшиеся вокруг Бюро Комитета Большинства во главе с Лениным и выпускавшие свой орган «Вперед». Этот Съезд социал-демократов состоялся в апреле 1905 г. В Лондоне, за созыв которого высказалось 21 организация из 28 в России. Проходивший под председательством Ленина высший форум партии обсудил доклады выдвинувшихся на первые роли большевиков А. А. Богданова, Л. Б. Красина, П. П. Румянцева, Н. Г. Цхакая, В. В. Воровского. Выдвинутая на нем ленинская идея гегемонии пролетариата в начавшейся революции, которая тогда расценивалась как буржуазно-демократическая, стала основой всего стратегического плана и тактической линии большевиков в последующих событиях первого штурма абсолютизма и капитала. Наиболее важными резолюциями III Съезда явились – «Об отношению к крестьянству», «О вооруженном восстании», «О временном революционном правительстве», «Об отношении к либералам», в которых красной нитью пролегала мысль о необходимости углубления и расширении революции, в которых ставились требования поддержки крестьянского движения, подготовки в городах силами пролетариата вооруженного восстания и о полном открытом разрыве с либеральной буржуазной оппозицией имеющей реакционный характер.
Решения большевиков легли на благодатную почву, так как весной и летом 1905 года еще больше усиливается революционное рабочее движение. День первого мая российский пролетариат ознаменовал массовыми экономическими забастовками и политическими демонстрациями. Движением было охвачено около 180 городов империи. Выдающимся событием, оказавшем большее влияние на развитие революции, была массовая стачка в Иваново-Вознесенске, которая с самого начала приобрела широкий размах и политический характер. Начавшись 12 мая 1905 г., стачка вовлекла не только ивановских рабочих, но и трудящихся Шуи, Тойкова, Кохмы, Орехово-Зуева. В стачке участвовало 70 тысяч рабочих. Ее руководителями были Ф. А. Афанасьев, С. И. Балашов, А. С. Бубнов, Е. А. Дунаев, Н. И. Подвойский и М. В. Фрунзе. Впервые в период стачки возник новый орган рабочего самоуправления ставший, по сути, новой властью – рабочий Совет. 3 июля 1905 г. по приказу губернатора царские войска расстреляли рабочих собравшихся на митинг на реке Талке. Было убито 30 человек и много ранено, а в самом городе власти ввели военное положение.
Стачечная борьба пролетариа
Be the first to comment